Путешествия
November 11, 2021

От Черного до Каспийского автостопом. Лето 2021 год.

Лето было в самом разгаре. В конце июня нам попались дешевые билеты из Екатеринбурга в Анапу. 8000р за двоих, что для сезона отпусков довольно выгодное предложение. Проблема была только в ограниченном багаже, который включал ручную кладь, пришлось ужать наши вещи до минимума. Но все в итоге обошлось, рейсов вылетало довольно много и габариты багажа никто не проверял.

Прилетев в Анапу нам снова повезло, еще пару дней назад здесь бушевала буря, отчего дороги и тротуары были затоплены, но мы столкнулись лишь с последствиями стихии.

Номер для ночевки мы забронировали в Джемете, в 10 минутах ходьбы от моря. Несмотря на высокую цену (1500р в сутки) о каком то сервисе говорить не приходилось. Душ и туалет на улице, вместо кондиционера - вентилятор. И даже полотенца отдыхающим не полагаются (свое мы забыли дома). Для примера в турецком городе Сиде мы платили примерно туже сумму, но уровень жилья и самого места несравненно выше...

Сиде 2019 год

В Анапе я уже был в 2011 году. С тех пор отдыхающих стало гораздо больше, почти всю полосу пляжа загородили заборами и навесами. Таким образом за забором образуется большая скученность, ведь не все хотят платить за лежаки.

Огороженный пляж

Всевозможные пляжные продавцы никуда не делись. Вот например мужик торгующий сладкой ватой, такого я еще не видел.

А вот так город преодолевает последствия стихии, люди просто идут по лужам. За три дня, что мы здесь были, вода немного ушла, но ни одной машины, откачивающей воду мы не увидели.

Из интересного иногда на улицах встречаются старые домики, когда-то весь город был таким.

В один из дней мы решили прогуляться по пляжу до Витязево. Забавное наблюдение, довольно часто нам попадались продавцы мороженного, везде оно стоило одинаково 100р, только вот в Анапе за эту цену вам давали 4 шарика, в Джемете 5, а в Витязево 6.

В районе Витязевского лимана людей становится гораздо меньше, а море становится чуть чище. Я бы посоветовал ехать именно сюда.

Проезд до пляжа идет мимо барханов, люди здесь часто теряют номера

В общем Анапа произвела впечатление российского юга в самом его плохом смысле. Пробыв тут несколько дней, хотелось поскорее уехать. Вспоминая ужасный прошлогодний автостоп, мы купили автобусные билеты до поселка Верхнебаканский. Нужно обязательно сказать водителю об остановке иначе он довезет до конечной в Новороссийске (можно сэкономить деньги на билете)

Сам поселок ничем не примечательный, из интересного по пути нам встретился стенд "Их разыскивает полиция" такого я не видел с конца 90х

Через пол часа мы вышли к основной дороге на Крымск. Место было удобное и мы практически сразу смогли застопить дальнобойщика, который ехал в Тимашевск. С ним мы доехали до станицы Ивановской, где почти сразу поймали другую машину до Краснодара.

Здесь удалось снять просто замечательный номер в малоэтажном центре, стоило это всего 1000р в сутки. К слову, сервис за эти деньги в разы превосходил тот, что был в Анапе. Приятный, современный интерьер, уютная обстановка, кондиционер, возможность без дополнительной оплаты (!) постирать вещи, а полотенце и тапочки - это само собой разумеющееся. В общем, если сравнивать с Анапой, то практически дворец)

Про сам город особо нечего рассказать. Он разный.

Бывает такой

Или такой

Почти в каждом доме здесь живет капитан корабля (шутка)

Исторический центр тут потихоньку уничтожают, строя многоэтажных монстров

Но тут все еще есть на что посмотреть, в плане архитектуры

Есть неплохой пример нового

А есть аляпистые спальные районы

И безликие новостройки

Еще тут есть большая река

И отличный парк, рядом со стадионом

Ночью тут тепло и комфортно

Провели мы здесь две ночи и настало время двигаться дальше. Выбраться из города проще всего на электричке. Утром мы сели на троллейбус и доехали до жд вокзала. Рюкзаки мы держали на коленях, но женщина- контроллер вынудила купить билет за провоз одного рюкзака. Мелочь, но впечатление было подпорчено.

На вокзале мы купили билеты до станции 78 километр, что перед станцией Усть - Лабинск. Пешком через мост добрались до трассы на Майкоп.

Здесь мы простояли около 40 минут, пока нас не подхватили молодые ребята на старой восьмерке. С ними мы проехали совсем немного, но начало было положено. Ждать новой машины почти не пришлось и уже с парой средних лет мы добрались до окраины Майкопа, они высадили нас у ТЦ лента, где мы купили еды и воды, а затем на автобусе доехали до центра города.

Выбраться из Майкопа оказалось довольно легко, до ближайших поселков мы также доехали на автобусе

Случайный кадр

Автостопом на нескольких машинах мы доехали до водопадов Руфабго, вход туда платный, поэтому мы смело пропустили это место.

До станицы Даховской нас подвезли туристы, которые как раз возвращались с водопадов. Они высадили нас в центре поселка, а мы пошли пешком в надежде поймать машину до села Новопрохладное

Асфальт сменился грунтовкой. Мимо проезжали машины, водители в них махали рукой куда-то в сторону и это подтверждало отчеты предыдущих туристов о том, что автостоп тут довольно плохой.

Так мы дошли до поворота на Новопрохладное.

Выражение лица, когда никто не остановился чтобы подвезти.

Время шло к закату и 15 километров по пыльной дороге совсем не хотелось идти. Поэтому мы пошли прямо в поселок Усть-Сахрай, благо за ним была другая дорога до Новопрохладного.

В самом поселке у нас закончилась вода. На карте была отметка колодца или колонки, но в таких случаях лучше всего не рисковать и спросить о воде местных жителей. В итоге у одного из них мы наполнили бутылки, а кран с источником не работал.

Через пару километров мы начали искать место для палатки. Его мы нашли в лесу, возле небольшого озера. Как только солнце село, на нас напали комары. Ночью над палаткой летала птица, поэтому хорошо выспаться не удалось.

На следующий день дорога шла вдоль горной реки, поэтому проблем с питьевой водой не было.

Через пару часов мы добрались до начала маршрута к Большому Тхачу

Дорога предполагала переход через множество бродов и если сначала мы снимали ботинки, то уже в конце пути перестали терять на это время. Также стоит отметить, что весной или осенью река в некоторых местах и вовсе становится непроходимой

Переход Тайвани

Вдоль маршрута, тут и там попадаются беседки для отдыха

Вдоль дороги растут огромные лопухи

К вечеру мы дошли до места стоянки. Из-за долгого начального перехода в Усть - Сахрай запасы еды постепенно подходили к концу, да и сил оставалось все меньше. И хоть мы и решили не поворачивать назад, хотелось максимально облегчить себе дорогу. Поэтому было принято решение спрятать рюкзаки в лесу и идти до Тхача налегке.

Ночью на этой поляне зажглись сотни мелких огоньков, окружив нашу палатку. Это настоящие светлячки, которые на Урале не встречаются.

Также ночью произошел забавный случай. Съев кильку в томатном соусе, мы оставили пустую банку возле кострища, а на утро этой банки не стало...

Хорошо выспавшись мы собрали все наши вещи и спрятали за поваленным деревом. Дорога наверх предстояла тяжелой. Набор высоты с 900 метров до 2000.

И хоть тропа была неплохо промаркирована, в какой-то момент мы все-таки свернули не туда и потеряли около 40 минут на поиски нужной тропинки.

Чем выше мы поднимались тем больше вдоль тропы лежало огромных валунов.

В конце затяжного подъема открылся вид на скалы

Но наш маршрут на этом не заканчивался, хотелось дойти до балагана на поляне.

Скалы нависают над путниками, а дорога становится чуть легче.

Еда в дорогу была уже давно съедена. Из-за низкого уровня сахара в крови нам обоим поплохело, последние силы были брошены на подъем к балагану. Погода в этом месте резко испортилась, стало ветрено и пошел мелкий дождь

В балагане ночевал крепкий мужик Сергей со своими внуками, они ходили по Тхачу уже несколько дней. Гостеприимно он позвал нас внутрь, подальше от непогоды.

В доме попивая сладкий чай с конфетами, мы рассказали свою историю, о том что путешествуем автостопом, а сюда пришли налегке и это последняя точка нашего маршрута. Сразу стало легче и появились силы на обратный путь.

Попрощавшись с Сергеем мы пошли обратно. Настроение стало лучше, да и погода тоже.

На обратном пути нам встретились несколько групп туристов, поднимающихся наверх. Все они планировали заночевать в балагане.

Мы же планировали забрать свои рюкзаки и пройти еще пару километров до другой стоянки, но дошли до нашего лагеря уже после заката. Пришлось ставить палатку на том же месте. В лесу неподалеку была найдена наша вчерашняя консерва, похититель оттащил ее на 15 метров вглубь леса. Скорее всего это был шакал или енот.

Утром мы доели остатки еды и двинулись в обратный путь, дорога была уже знакомой и мы не спешили. В какой-то момент нас догнал Сергей с внуками, затем мы снова разделились и каждый пошел своим темпом.

В Новопрохладном мы с Сергеем снова встретились. Это довольно забавная деревня. Людей на улице нет, магазин работает с 15.00 - 17.00. А автобус приезжает только в 6 утра. Так мы и сидели в беседке и ждали открытия магазина. В 15.00 в него зашла продавщица и мы вслед за ней, чтобы купить еду.

Пока мы поедали булки в беседке, нас окружили домашние лошади, вокруг бегали поросята.

Оставаться в этом месте еще на одну ночь совсем не хотелось, поэтому в какой-то момент я устал ждать и пошел по дворам местных жителей. Ехать до Даховской было 15 километров. Удалось договориться на 400 рублей и то, с учетом того, что человек подумает над таким предложением. В итоге у нашей беседки остановилась женщина, которая согласилась подвезти нас бесплатно.

Попрощавшись с Сергеем, который остался дожидаться сына на транспорте, мы благополучно и быстро приехали в Даховскую. Там мы зашли в пятерочку, купили еды и воды и пошли по дороге к выезду из поселка. Там мы довольно быстро застопили местного жителя, который лихо домчал нас в Каменномостский, а там мы удачно сели в маршрутку, которая привезла нас прямиком в Майкоп

В Майкопе мы сняли простой номер за 1000 рублей. На следующее утро прогулялись по городу и пополнили запасы в магазине.

В целом город произвел неплохое впечатление, чисто и уютно.

Газеты тут до сих пор вывешивают в стендах

С этого момента готовый маршрут закончился. Началась импровизация, когда не знаешь, где окажешься через день. Так даже интереснее, места способны удивить гораздо больше.

Собрав вещи мы дошли до дороги на Лабинск. Надо также отметить, что автостоп в этих местах очень хороший. Место было удобное, поэтому почти сразу нас подобрал местный житель. Он довез нас до поворота на Лабинск, а также угостил домашней колбасой.

Далее, почти сразу сели в другую машину. Довольно резко пейзаж поменялся и вдали появились высокие горы. Наши попутчики останавливались несколько раз в поисках запчастей для своей машины, в это время мы шли пешком из попутных сел. Несколько раз они подбирали нас снова, но в итоге после въезда в Карачаево - Черкессию нам пришлось расстаться.

Случайные остановки по пути.

Одежда с длинным рукавом была куплена заранее, чтобы на всякий случай не раздражать местных жителей. Тем более по пути мы хотели заехать в Грозный.

Сетевые заправки исчезли.

Так мы и ехали от села к селу, пейзаж становился все красивее и красивее

Интересное наблюдение, почти все мосты в КРЧ оборудованы видеокамерами и мегафонами. Стоит только на миг остановится, как сразу доносится звуковой сигнал, предупреждая, что стоять на мосту и наслаждаться пейзажем нельзя.

Через секунду, донесся звуковой сигнал

В пути мы выбирали куда поедем в Архыз или Домбай. Последний в итоге победил своей ценой на проживание.

Вообще эта область приятно удивила своей красивой природой, которая очень напоминает горный Алтай, только не такой суровый. Также по пути нам попадались исключительно дружелюбные местные жители. Некоторые из них весело болтали всю дорогу и были готовы подвезти чуть дальше, для удобства попутчиков.

К вечеру мы добрались до Нижней Теберды. Отойдя подальше от жилых домов мы поставили палатку в живописном месте с видом на горы и Сентинский храм

Неподалеку паслись лошади

А мы уставшие наконец-то отведали домашней колбасы.

Утром мы сходили освежиться до ближайшей реки. Затем почти сразу поймали машину, которая отвезла нас в Домбай.

Здесь мы хотели остановиться на пару ночей, но беглого взгляда было достаточно, для принятия решения об одной ночи.

Сам поселок это удивительное сочетание красивых гор, с ужасной застройкой.

Тут есть несколько хрущевок, которые смотрятся чужеродно в таком месте.

Куча мелких рынков и лавок, как в Анапе, на пути к морю

Есть много недостроев, которые не красят это место

Есть наследие прошлого, которое необитаемо и полузаброшено

Его территорию постепенно "откусывают" местные предприниматели

Кроме прекрасной природы тут нет ничего интересного

Ближе к вечеру мы решили потратить немного денег и подняться наверх.

Цены на подъем тут не такие конские, как в красной поляне

На вершине первого подъема - рынок, которому тут не место

Можно сфотографироваться с яком за деньги

Но в целом виды гор сгладили эти неприятные моменты

В целом мы сделали правильный выбор, дольше одного дня тут делать нечего. Конечно, есл не стоит цель ходить в радиальные походы.

На следующий день мы попрощались с Домбаем и довольно быстро доехали до Карачаевска, где зашли в кафе и съели лагман

Также в соседней лавке мы закупились местными булками - хычинами

После этого мы удачно застопили местных девчонок, которые ехали просто покататься. В итоге с несколькими остановками мы приехали в Кисловодск

Виды с перевала

Кисловодск город-курорт, поэтому цены на жилье тут превышали наш бюджет. Зато между тремя городами есть отличное жд сообщение. Поэтому вариант жилья мы нашли неподалеку от станции Белый уголь.

Кисловодский кот

Чтобы не ходить с тяжелыми рюкзаками возникла идея оставить их в камере хранения на вокзале. Стоимость услуги довольно высокая - 600р за два рюкзака, также там нет ограничений по времени, что странно.

Оставив рюкзаки мы начали осмотр достопримечательностей. Все было довольно аккуратно и чисто. Несмотря на палящее солнце людей на улице было много.

Основное развлечение туристов - посещение питьевых бюветов. Пользы от этого не особо много, но такое развлечение популярно.

Также можно поиграть в нарды с местными жителями

Еще тут есть неплохой парк и небольшой каскад

Когда мы дошли до каскада, нам уже было пора бежать на вокзал, чтобы успеть получить свои вещи и купить билеты. Поэтому эту часть города мы посмотрели лишь мельком.

В целом Кисловодск показался стариковским развлечением. За пару часов мы осмотрели почти все и от этого стало скучно.

Сев на электричку в последний момент мы доехали до Белого угля, где после небольшой заминки нас заселили в номер. Также с нас взяли туристический сбор (150р за двоих)

На следующий день с утра мы поехали в Пятигорск.

Неподалеку от вокзала за забором на глаза попался старый вагон трамвая

В городе сохранилось много старой архитектуры

Унылое здание администрации города

Туристов на улице было гораздо меньше

Лермонтовская галерея

Также в Пятигорске есть много питьевых бюветов

Панорама города

Досуг во время коронавируса в местных санаториях

Уютный Пятигорский дворик

Ближе к вечеру мы заглянули на местный рынок, все красиво, но стоит только отойти на 200 метров в сторону, как цены на товар становятся на треть ниже. За красоту и порядок приходится платить

С покупками мы вернулись в Белый уголь. Городской программы за эти два дня было достаточно, поэтому Есентуки мы отложили на другой раз.

На следующий день приехали обратно в Пятигорск. Нам предстояло выехать из города, проще всего это было сделать на автобусе

Наверно самая низкая скамейка в мире

Автобус приехал через пол часа, а еще через пол часа мы вышли на остановке возле озера Тамбукан.

Машину удалось поймать довольно быстро, но ситуация усугублялась тем, что впереди дорога превращалась в автомагистраль, автостопить на которой довольно затруднительно. Нужно также сказать спасибо нашему попутчику, сделав изрядный крюк он высадил нас в подходящем месте, где была обочина без отбойника.

Был полдень, жара стояла страшная. Тут нам снова повезло и нас подобрал молодой парень ингуш, он ехал из Бельгии к себе на родину в Назрань. Поездка выдалась интересной, у человека проглядывались смешение кавказских и европейских ценностей, также нас не остановили на блокпосте, т.к машина была с номерами ЕС. Время в дороге пролетело быстро, напоследок наш попутчик угостил нас настоящими бельгийскими вафлями и пригласил к себе домой, где никто не жил, т.к дом был слишком большим. Но мы отказались, т.к планировали в этот день увидеть море.

Наш попутчик повернул направо в город, а нас практически сразу подобрали дагестанцы, которые ехали аж до самого Дербента.

Посещение Грозного мы решили отложить на другой раз. Наши попутчики в шутку сказали, что там останавливают автобусы и всем без разбора колют вакцину. А еще чеченцы варят дизель и продают его по 25р за литр.

Поездка оказалась долгой и немного утомительной, зато было время выбрать место для ночевки. Им оказался город Избербаш, а точнее пляж за городом.

Избежать досмотра на выезде из Чечни не удалось, процедура не слишком страшная, провести рюкзаки через рамку и отметится в специальном окне. Очередей не было.

К вечеру мы заехали в город, где первым делом зашли в местный аналог магнита - магазин Руслан. Цены там были очень приятные, часть продуктов были ввезены из Ирана и Турции.

Затем мы пошли к морю, на обочине было много мусора, а пейзаж в закатном солнце напоминал постапокалипсис

Место попалось неудачное, от моря несло вонючими водорослями, палатку мы поставили в кустах поодаль.

Судя по многочисленным пивным банкам, была вероятность что ночью сюда приедут веселые компании, но все обошлось.

Утром удалось подробнее изучить берег, море здесь живое и теплое, тут и там плавали стайки рыб. Но запах был непереносимый.

Купаться тут было нельзя и мы пошли вдоль берега

На этом пляже можно отдыхать с комфортом

Палатку мы поставили возле базы отдыха "Райский пляж" но пляж конечно никакой не райский, на всем его протяжении то и дело попадались дохлые рыбы разной степени разложения

День был жаркий и мы постоянно купались в теплой воде, это помогало не слишком сильно и в итоге мы все равно сгорели.

Отдых получился изнуряющий

Ночью никто не мешал, спать на теплом песке было приятно. Утром мы пешком пошли в сторону дороги на Дербент.

Идти пришлось несколько километров

На дороге мы почти сразу поймали машину и с некоторыми остановками доехали до Дербента, где разу заселились в хостел.

Город с первых минут поразил своими самостроями. Пристроить себе комнату тут считалось милым делом, хотя и в последнее время по словам местных жителей такую самодеятельность тут не жалуют

Погода стала пасмурной и это защищало от солнца. Отдохнув, мы пошли смотреть старый город и крепость Нарын-Кала.

По пути зашли посмотреть на самую древнюю мечеть России - Джума

В дворик и саму мечеть зашел один.

Внутри глянул мельком, чтобы не отвлекать людей от молитвы

На выходе со мной за руку поздоровался местный житель, он спросил откуда я и все ли тут нравится, предложил попить чаю. Доброе и человеческое отношение.

Посмотрев мечеть мы поднялись чуть выше. Иногда прямо тут в переулках люди торгуют овощами и фруктами. До рынка идти далековато, а больших магазинов в старом городе нет.

Вход в крепость платный, но стоит не очень дорого. Посетителей было много, вся парковка забита

Внутри частично сохранились тюрьма и бани

Крепость понравилась, один раз посетить ее точно стоит. А мы пошли обратно, дорога теперь шла вниз.

Вдоль старых стен есть современное благоустройство

Также тут есть небольшая пешеходная улица

На следующий день настала пора двигаться дальше. С утра мы пошли смотреть набережную. Она тут отделена от основного города железной дорогой, что не очень удобно.

По пути попалось пара домов с красиво расписанными торцами

Пляж благоустроен лишь частично, а чуть в стороне он каменистый и камни чем-то напоминали застывшую лаву.

Набережная благоустроена

Пляж неплохой, есть бесплатный душ

Обратно в хостел мы доехали на маршрутке. Там мы собрали вещи и пошли на автовокзал, где сели на маршрутку до поселка Сабнова, который располагался вдоль основной трассы.

На дороге была пробка, водители ехали медленно, поэтому на то, чтобы застопить машину не ушло много времени. Водитель ехал в аэропорт Махачкалы, который находится на заметном удалении от города.

Мы попросили высадить нас у поворота. Место крайне не удачное. водители либо поворачивали направо, либо проезжали на большой скорости мимо, ситуация усугублялась отбойником на обочине.

Но там где никогда не остановится обычный водитель - остановится водитель из Дагестана. Поэтому мы почти сразу сели в другую машину.

Водитель ехал посмотреть на новостройки Махачкалы на окраине города.

Они представляют из себя печальное зрелище. В большинстве случаев там нет ни двора, ни какого-либо благоустройства

Людям предлагают покупать квартиры в домах без коммуникаций и не известно достроят ли этот дом или нет

О детских площадках и других благах здесь даже не мечтают

С дорогами тоже не все хорошо. Может сделают, а может и нет

Нашему попутчику квартира тоже не понравилась и мы поехали в центр города. Водитель подсказал нам хорошее кафе, в котором обедал сам. Оно называется кафе №1, нам оно очень понравилось и скорость обслуживания, и качество, и цена.

После этого мы заселились в хостел, подходящая цена была в Редукторном районе. После небольшого отдыха мы поехали в центр, каких-то специальных мест мы не искали, но о некоторых особенностях рассказать стоит.

В городе очень много полиции с автоматами, а площадь и администрация города огорожены.

На пути к набережной тут сохранился старый город, но его состояние по большей части плачевное.

В филармонии здесь когда-то выступала сестра Ленина, но само здание теперь заброшено

Пляж тут тоже отделен железной дорогой, но не так как в Дербенте.

Все прилично.

А вот и сам Ленин, как будто указывающий рукой на заброшенную филармонию

Полицейские с автоматами "аккупировавшие" вагончик с едой. Так сразу и не понятно, хотят ли они купить хот-доги или пресечь незаконную торговлю

Вечером ресторанчики вдоль улиц оживают

Маршрутки едят тут с открытыми дверями, но при виде гибдд поспешно их закрывают.

Еще в городе много бродячих собак, по пути домой нам попалась вот такая свора

Хотелось остаться в Махачкале подольше, но нужно было двигаться дальше.

На следующий день мы приехали на автовокзал и сели в маршрутку до поселка Сулак. Водителя мы попросили остановиться на повороте, на что местный житель воскликнул: "Как же так, не в сам Сулак?!"

Далее мы на нескольких машинах доехали до границы с Калмыкией, проверка тут была гораздо тщательней, нам пришлось перетряхнуть рюкзаки, т.к сканер зависал и превращал их содержимое на экране в месиво.

Но все обошлось и других проблем не было, работники заставы лишь удивлялись нашему способу передвижения.

Так мы въехали в Калмыкию. Наш водитель камаза - чеченец - ехал за картошкой в Астраханскую область, работа, по его словам, была рискованной, т.к цена на товар постоянно менялась и иногда можно привезти товар себе в убыток.

Дорога предстояла длинной, но скуку скрашивали степные пейзажи. Песок с дорог тут убирают грузовики с ковшами, также как зимой снег.

Водитель ехал в Лиман и высадил нас на повороте

Далее на нескольких машинах мы миновали Астрахань. Солнце садилось, пройдя неизвестный поселок мы вышли на берег Волги, где на хорошем газоне поставили палатку.

Над головой еще какое-то время летали истребители с авиабазы неподалеку, но к ночи все стихло.

Утром мы подошли ближе к реке. Но Волга в этом месте представляла из себя печальное зрелище, слишком грязно

На пути к трассе нам попадались местные нелепые домики

Автостоп в этих краях стал хуже, подбирали нас в основном калмыки и казахи

Огромный паук на отбойнике

В какой-то момент нам повезло и на дороге остановился молодой дальнобойщик. Он довез нас до Волгограда

На подъезде к городу, поймав интернет мы решали что делать дальше. Путешествие заканчивалось и нужно было возвращаться домой. Единственным доступным вариантом был поезд и мы купили билеты в тот-же день, чтобы сэкономить на жилье.

Поезд был в 10 вечера и мы успели сходить на Мамаев курган.

На этом путешествие 2021 года закончилось. Оно было коротким, но насыщенным. И хоть мы и не посмотрели многое из того что следовало, но общие впечатление составить удалось, и мы обязательно еще вернемся в эти места.