2022
April 17, 2023

Ура! Монголия ч.3 Центр

Дождь в Монголии собирался долго и как-то неохотно. Самое время остановиться и переждать, но мы уже по привычке ехали вперед, навстречу буре.

Дождевики довольно быстро промокли и мы решили остановиться в цивилизации, у придорожного кафе.

Заходя внутрь мы практически оказались в голливудском вестерне, когда главный герой заходит в бар, а на него оборачиваются все посетители.

Примерно так это выглядело со стороны.

Заказывать еду не стали, ограничившись чаем и это, наверно, был самый дешевый чай в мире, две кружки обошлись в 12 рублей на наши деньги. (Монголы еще не научились получать сверхприбыль на напитках).

Напротив кафе была заправка и на ней тоже произошел забавный момент. Залить бензин вышла женщина средних лет, с детским любопытством она разглядывала нас и, по-видимому, совершенно не понимала, как и почему мы едем в дождь. Расплатившись она что-то спросила по-монгольски, я жестом указал вперед и мы поехали. Она еще долго смотрела нам в след.

Через какое-то время впереди показался город Арвайхээр и почти сразу мы уперлись в пробку. Светофоры отрубились из-за дождя, как это часто бывает.

Регулировать движение на этой дороге вышли наверно почти все гаишники этого городка. Причем большинство из них регулировали не перекрестки, а просто движение по полосам.

Пришлось потошнить в пробке, на встречку не лезли, чтобы не нарваться на штраф.

И в этом моменте стоило бы остановиться, переждать непогоду или вообще заночевать в отеле, но мы ехали вперед, надеясь за этот день проехать еще пару сотен километров.

И вот на выезде из Арвайхээра нас ждал сюрприз, дорога внезапно превратилась в грунтовку, а точнее во множество грунтовок.

Да, этот участок дороги - федеральная трасса, и мы оказались здесь в пожалуй самое неподходящее время.

Казалось, что это все должно быстро закончится и через пару километров нас ждет асфальт, но нет. Даже после 70 километров гребенки и ям конца этому не было видно.

Экран телефона залило водой и оказалось, что мы проскочили нужный поворот, которого вообще не было. На той стороне дороги стоял придорожный дом, похожий на ранее виденную закусочную. Преодолев метровую канаву мы зашли туда в надежде разузнать нужную дорогу. Находившееся там люди были явно ошарашены нашим появлением и тем, что мы с порога попросили у них два чая. Осмотревшись мы выяснили, что это жилой дом, четверть которого отдали под скромный сельский магазин. Хоть мы и перепутали его с кафе, чаем нас все-таки угостили.

Отогревшись и рассказав кто мы и откуда - наступил момент выяснения куда нам ехать дальше. В этом немного помог гугл переводчик и вот вам еще одно монгольское слово "Му" и это слово плохо, а не корова как могло показаться.

К этому моменту в доме собралось все семейство, для нас нарисовали схему и посоветовали вернуться обратно в Арвайхээр. Но естественно ехать обратно по этой адской дороге совсем не хотелось и мы, еще немного помычав, распрощались с семейством и поехали назад в сторону поворота на Хужирт.

Также стоит сказать, что не все так плохо и асфальтовую дорогу потихоньку делают, но она на тот момент была закрыта. Объехав бетонные блоки, часть дороги до поворота мы проехали очень быстро. К этому времени дождь уже закончился.

Дорога на Хужирт и вправду оказалась му, по крайней мере после дождя. На мокрой земле мы почти сразу улетели в скользячку. Скорость небольшая и падение прошло без последствий, мотоцикл не пострадал, а лишь загрязнился. Решили остановиться на ночь и дать себе отдохнуть, дорога была тяжелой.

На следующий день все подсохло. По долине до Хужирта было около 40 километров грунтовок.

На вершинах гор появились деревья.

Вот такой "красавчик" попался нам на дороге
Гугл говорит, что это Толстун Палласа вид кузнечика, утративший способность прыгать.
Медленные движения, утрата способности прыгать, приуроченность к низкотравной растительности делают это реликтовое насекомое беззащитным при освоении человеком межгорных степных котловин и плоскогорий. Наиболее опасен выпас скота. Вследствие этого на всём ареале (Тува, Забайкалье, Монголия и Китай) обитания численность резко падает.

Дорога живописная и интересная, проехать можно на любом транспорте.

На въезде в Хужирт встретили такой курган

Сам поселок на заднем плане не представлял из себя ничего интересного. Заехали в магазин, спросили про хостел, но кроме не очень комфортной юрты и med wellness resort за кучу денег вариантов не было.

Отсюда мы должны были поехать на живописный водопад на реке Орхон. Но прогноз погоды обещал дожди, а дорога плохая. В итоге решили ехать по асфальту до цивилизации, а именно в город Каракорум - самый центр Монголии.

В Карокорум мы въехали под дождем. Через букинг забронировали единственный гестхаус и остались опять без денег. Гестхаус был в частном секторе, во дворе гыры, номера в двухэтажном здании с удобствами во дворе.

До заката было еще полно времени, самое время поменять масло и осмотреться.

С маслом монголы не заморачиваются и меняют прямо на улице. Почти на каждом перекрестке сельской улицы лежали канистры с отработкой.

К вечеру распогодилось.

С надеждой поменять деньги я пошел к туристическому монастырскому комплексу.

Вход в основную часть бесплатный.

Вдоль стен располагаются торговые ряды, тут можно купить различное сувенирное барахло из Китая. А также сфотографироваться в доспехах или с несчастным орлом.

Менять валюту никто особо не хотел, все отправляли в банк. Лишь с одной торговкой удалось договориться, но курс был не гуманный - 35 тугриков за рубль. Рубль по ее словам так себе и нафиг никому не нужен. Менять деньги у нее не стал.

Заглянул за стены Карокорума. В закатном свете было красиво.

После заката вернулся в хостел.

Вид из нашего номера был на чужой огород. Точнее, нет у монголов никаких огородов, на участке радом с домами они ставят юрты.

К вечеру в хостеле было пополнение. Сюда заехала женщина из Японии и группа корейцев.

С японкой разговорились на ломаном английском, она мечтала когда-нибудь проехать на поезде по трансибу и спрашивала безопасно ли так ехать одинокой женщине. Сказал, что лучше в купе.

В свою очередь рассказал, что у нас проблема с обменом денег, карточки не работают, санкции и все дела, договорились о схеме: с утра сходить к банкомату на автостанции, где она снимет со своей карты тугрики и мы поменяем их на рубли, а уже в УБ она поменяет их обратно в обменнике.

В итоге эта схема не понадобилась, она с утра договорилась с хозяйкой хостела и та поменяла нам тысячу рублей по заветному курсу 50. За такую участливость большое спасибо.

После завтрака снова пошли в музейный комплекс, чтобы осмотреть его внимательнее.

Особо ничего интересного, ну храм и храм. Монахи дудели в дудки и приглашали своих братьев читать мантры. Туристы глазели на них.

Около храма встретили путешественников из России на гусе. Немного поболтали и поехали дальше.

Движение на трассе стало более оживленным, ну а пейзажи уже почти привычные.

К обеду доехали до песков Элсэн Тасархай.

Из развлечений тут можно поесть хушуры и покататься на верблюдах. Стоит это не очень дорого.

В этом месте нам наверно первый раз стало жарко в экипе и мы после быстрого осмотра дюн поехали дальше.

На очередной остановке заранее забронировали себе комнату в гостевом доме в Улан Баторе.

Пейзажи по пути.

Ближе к УБ дорога расширилась до четырех полос. А у нас произошел очередной забавный случай на заправке. Когда вам скажут, что нельзя пользоваться мобильным телефоном на заправке - вспомните эту женщину, которая держала включённый мобильник прямо у заливной горловины...

Еще до поездки я где-то прочитал, что многие туристы бросают машину на въезде в УБ, а в центр города едут на такси. Все это из-за адских пробок.

В принципе так оно и оказалось. Полосы узкие.

До хостела ехали больше часа. Расположен он был в полулегальном частном секторе, зато близко к центру. Немного поплутав, дозвонились до хозяина и он вышел нас встречать. Сама комната около 25 квадратов, со своим туалетом и душем. Завтрак включен, по стоимости около 1200р. Сам хозяин дома неплохо говорил по-русски и разрешил заплатить за номер на следующий день, т.к обменники были уже закрыты.

Мотоцикл оставили со стороны улицы, за три дня в сумки никто не лазил и сидушки не утащил.

На следующий день был дождь. С утра сходил на улицу обменников, где с запасом поменял рубли на тугрики. Также тут можно было поменять рубли на доллары, курс на то время был 62 за доллар.

Расплатившись с хозяином гостевого дома мы пошли прогуляться до храмового комплекса, который был совсем рядом.

Главная достопримечательность огромный золотой Будда, он находится в этом здании.

Для туристов вход платный, но иногда монах на кассе уходит по делам и можно проскочить зайцем. Фотографировать внутри нельзя.

Масштабы впечатляют, также интересно было почитать про историю этого места.

После храма мы пошли в центр города.

Фотоафиша по пути. Забавно, что байкеры тут соседствуют с буддистами

Памятник Битлз на пешеходной улице. Одна сторона посвящена самой группе, а вторая монгольским фанатам.

Центральная площадь.

Широкий Чингиз Хан за ограждением. Близко подойти нельзя, за порядком следил охранник.

После площади зашли в ЦУМ, пощупать знаменитый монгольский кашемир. Цены приемлемые, покупать ничего не стали.

После ЦУМа мы зашли в другой торговый центр, цены тут были уже гораздо лучше. На цокольном этаже располагается большой супермаркет, далее косметика, одежда, сувениры и техника. Этаж с сувенирами понравился больше всего.

Из интересного удалось найти вот такие рисунки на коже.

А еще там были знаменитые марки Монгол Шуудан (в детстве я думал, что так называют монгольских котов, а оказалось, что это просто почта Монголии)

фото из старого альбома

На следующий день было солнечно. Далее фоторепортаж с улиц УБ.

На некоторых перекрестках вот такие постаменты для гаишников. При работающем светофоре смысл не понятен.

Если в других городах мототехника ограничивалась только китайскими малокубатурниками, то в УБ с этим уже лучше.

Иногда на монгольских вывесках встречаются забавные надписи.

К слову о языке. Бытовка слева хунсний мухлаг переводится гуглом как лебединое стойло...

На улицах часто можно встретить пьяных личностей. Но обычно они мирно лежат на тротуаре.

Из культурной программы посетили в этот день Дворец Богдо-гэгэна.

Музей со множеством старинных экспонатов в богато украшенном зимнем дворце монгольского хана начала XX века.

Внутри снимать нельзя, но если очень хочется...

Экспозиция продолжается в белом здании с наличниками (слева). Экспонаты там представлены уже более предметно, чучела животных, карты, доспехи, трон и т.д. Снимать все это богатство тоже нельзя.

В целом хороший музей, можно рекомендовать к посещению. Билеты стоят недорого.

После музея мы пешком дошли до мемориала в память Советским воинам. Он располагается на небольшой горе, откуда открывается панорама города.

Часть пути можно преодолеть через торговый центр, на лифте. Об этом мы узнали уже на вершине.

После подъема в гору стало лень идти дальше пешком и мы решили опробовать общественный транспорт. Доехать нужно было до центрального рынка.

А вот и автобусная остановка, без каких-либо обозначений, люди стоят на газоне, дорога запаркована.

Автобус приехал приличный, расплатиться наличкой можно.

От нашей остановки до рынка нужно было идти мимо длинного забора. Около него поодаль друг от друга различные люди пели песни в китайские беспроводные колонки, с пердящим микрофоном. Выглядело это забавно у нас такого не встретить.

Главные ворота рынка. Купить тут можно почти все, что угодно. Но в выходной день нужно остерегаться карманников.

Из интересного удалось найти недорогие изделия из натуральной кожи, а также поглазеть на различный антиквариат, монеты - тугрики, значки и медали родом из СССР. Цены дорогие, по видимому с "налогом" для туристов. Договориться о цене мешает языковой барьер. Так монгольские кожаные сапоги стали стоить 30 тысяч рублей, хотя магазинная цена им 3000р на наши деньги.

После рынка мы вернулись обратно в центр города, где перекусили в сетевом кафе Хан бууз, закупились продуктами в дорогу.

Улан-Батор за эти пару дней произвел хорошее впечатление, несмотря не некоторую колхозность и проблемы с пробками. А нам нужно ехать дальше, впереди еще тысячи километров пути.

Ниже не вошедшие в основной рассказ фотографии