2022
May 2, 2023

Прощай Монголия

Любое путешествие когда-нибудь заканчиваетс. Рано или поздно наступает момент, когда нужно повернуть назад.

Вот и мы собрали вещи и отправились в обратный путь. Первым делом нужно было заехать на мойку и смыть накопившуюся грязь. Одна из моек была как раз по пути и стоила 100 рублей, но помыли плохо, пожалев пены.

Монголы были явно удивлены иностранцам.

На дорогах как обычно гигантские пробки, в какой-то момент все ринулись на встречку. Видимо перекрытие полос для разгона пробок тут привычное дело. Все спешат успеть проскочить, пока халява не закончилась. В этом хаосе чуть не улетели с мотоцикла, перетормозив задним тормозом перед срезкой асфальта.

Из города выбирались долго. За городом многополосное шоссе, частично перекрытое ремонтами.

Хорошая дорога оборвалась как-то внезапно, впереди, на сколько хватало глаз, были многочисленные грунтовки.

Это еще один продолжительный плохой участок дороги. Нормального сообщения Улан Батор - Улан Уде до сих пор нет.

Водителям фур и автобусам было особенно тяжело.

Мы тоже ехали не спеша, часто останавливаясь для съемки пейзажей. С погодой тоже повезло.

В какой-то момент нас обогнали ребята на старой Африке, на таком мотоцикле по таким дорогам ехать можно заметно быстрее, но цена ошибки и падения также больше. В итоге мы их догоним и встретимся на нескольких байкпостах.

Плохая дорога закончилась. После нескольких часов грунтовок отдельным удовольствием было ехать "на все деньги" по свежему асфальту.

В районе поселка Хонгор повернули налево, и, еще немного проехав, останавились на ночевку около реки Орхон.

Рядом с палаткой паслись лошади.

Проехали в этот день не очень много, около 300км.

На следующий день проснулись рано, чтобы успеть проехать большее расстояние.

Пейзаж постепенно менялся и в итоге превратился в альпийские луга с небольшими речками.

К обеду мы заехали во второй по размеру город Монголии - Эрдэнет. Население здесь около 100 тысяч человек. Закупились в супермаркете и пообедали в сетевом кафе Хаан Бууз.

Далее дорога ведет мимо памятника природы - потухших вулканов Уран-Тогоо Тулга Уул.

Один из них виден с дороги и сразу понятно, что это вулкан, а не простая гора

Подъехать можно к подножию, повсюду разбросаны остатки острой застывшей лавы.

Наверх через лес ведет тропа, подъем крутой, но не сложный.

В кратере озерцо

На память взял себе кусок застывшей лавы, камень пористый и похож на пемзу, только более тяжелый.

На ночь останавились у моста через реку Селенга.

Ночь звездная, но техника не передает всей красоты. На противоположном берегу была база отдыха, с нее еще долго на всю округу разносилось пение в караоке.

Утром проснулись от меканий и беканий. Мимо палатки проходило разношерстное стадо.

Самые наглые были овцы, засовывающие головы прямо в палатку. Пришлось отгонять наглецов надувным матрасом.

На фото основная часть животных уже прошла мимо.

Через 200 км приехали в город Мурэн, где пообедали в небольшом ТЦ

Еще через 100 км - город Хатгал, который располагается на берегу озера Хубсугул - младшего брата Байкала.
Виды по пути.

Въезд сюда платный, но стоит совсем смешных денег.

Сам поселок не особо интересный, монголы приезжают сюда отдохнуть. Кроме бесконечных арендных домиков и юрт посмотреть тут можно разве что на гордость монгольского флота - теплоход «Сухбаатар». Построен он был на заводе Кама в Перми в 1985 году.

Сюда мы и отправились в первую очередь с целью разузнать можно ли отплыть на этом теплоходе вместе с мотоциклом.

На ломаном монгольском удалось узнать, что вместе с мотоциклом уплыть точно нельзя. Да и вообще в Ханх этот теплоход похоже не плавает, ограничиваясь озерными прогулками неподалеку. Ситуацию косвенно подтвердил местный молодчик, который лихо предлагал посмотреть на теплоход по типу музея. От такого развлечения мы отказались и купили местную вяленую рыбу неизвестного названия. Было вкусно.

Прогноз погоды обещал дождь и мы занялись обходом местных гостевых домиков в поиске жилья на ночь. Цены высокие, удобства все на улице.

Через примерно час поисков нашли относительно недорогой гыр. Внутри четыре кровати и печка буржуйка с небольшим количеством дров.

Комфорт самый минимальный, в стенах щели, с вечера шел дождь, а ночью было холодно. Но ради интереса можно попробовать переночевать.

На следующий день погода улучшилась.

Прогулявшись по берегу, я наткнулся на поднятый со дна озера старый теплоход.

Берег со стороны поселка довольно грязный, тут и там виднелась ржавая арматура, разбитый бетон и заброшенные здания. Собрав вещи мы поехали на восточный берег, через который проложена сухопутная дорога на Ханх.

До границы с РФ около 190 км. Во всех немногочисленных отчетах дорогу описывают как очень плохую, с горными перевалами и болотами в низинах. Но поначалу она была вполне неплохой.

Но чем дальше, тем хуже. Появились реки.

Затем дорогу размесило и может на фото это выглядит не очень страшно, но двоим на мелком круизере ехать не реально.

30 км мы проехали за 1.5 часа и остановились в небольшой, но красивой бухте обдумать дальнейший путь.

Не успели мы поставить палатку, как появились гости - яки.

Несколько из них пошли купаться, но большинство было к этому равнодушно.

Вода в озере прохладная. Решили остаться тут на ночь, а уже на следующий день подумать: продолжить ли путь этой дорогой.

Прогулялся по берегу и осмотрел местность. По пути попались смешные домики.

Старая телега и конь.

Вид на бухту с горы, где-то внизу наша палатка.

На вершине в кедровом лесу от жары прятались яки.

Когда я спустился, рядом появились соседи. Они выгрузили кучу пакетов, палатки, огромные спальники, пакеты с едой и уехали по видимому в Хатгал. Вот так просто оставили свои вещи на несколько часов. К вечеру они приехали и отправились в конную прогулку с местным жителем.

На закате Хубсугул прекрасен, для уюта зажгли костер. Это был наверно самый спокойный день нашего путешествия, а вокруг была оглушающая тишина.

Ночью было опять прохладно, сказывалась большая высота над уровнем моря.

А вот утром мне поплохело. Накатила такая слабость, что хотелось просто лежать и ничего не делать. С трудом позавтракав, решили не мучить себя и мотоцикл, который должен был еще отвезти нас обратно. Немного обидно, но в целом решение было правильное, неизвестно какая дорога была дальше и сколько времени и сил мы бы потратили на нее, к тому же прогноз опять обещал дожди и вдалеке уже собирались тучи.

В этот день мы просто ехали обратно пытаясь обогнать грозу. Из интересного мы лишь заехали в придорожное монгольское кафе, в котором можно было отведать хуйцаа. Но рисковать мы не стали и заказали обычный бифштекс.

Туалет в этом кафе не работал, предполагалось воспользоваться его уличным аналогом типа сортир. Но у монголов с туалетом наблюдаются какие-то странности, они вполне могут сходить не в сам туалет, а просто рядом с ним. В степной местности они просто отходят на 20 метров от дороги, вместо того, чтобы спрятаться за машиной. В общем не понятно.

Ночь провели у реки, неподалеку от дороги. Температура ночью тут была выше и нам удалось выспаться, усталость ушла, аппетит вернулся. Пейзаж у нашего лагеря был красивый.

Ближе к вечеру приезжаем к приграничному городу Сухэ-Батор. Решили остаться тут на ночь, привезти себя в порядок и уже с утра без очереди спокойно перейти границу.

С этим городом связано пара забавных случаев. За несколько попыток мы нашли небольшую гостиницу с собственным двориком. Цена устроила, в номере была отдельная комната, как это обычно бывает с туалетом и душем. Но увы монгольская реальность оказалась суровее, в комнате был лишь унитаз, а душа в этом заведении вообще не было, даже общего.

Далее мы решили закупиться в супермаркетах, а остаток тугриков потратить вечером в ресторане. Город приграничный и почти весь ассортимент состоял из наших товаров, купили только основное.

Вечером пошли в ресторан, по пути увидели очередную забавную надпись, которая означает "Товары из России и Москвы"

Ресторан был неподалеку от городской площади, по рейтингу гугл карт он был на первом месте. Внутри никого не было и это немного насторожило, официантка открыла перед нами большое меню и указала пальцем на три блюда - жирное мясо, что-то вообще не понятное и суп из жира. По логике эти блюда сегодня отсутствовали, но по логике монголов это наоборот все, что было в наличии на сегодня. Пришлось оттуда уйти, но было забавно.

Утром поехали на пропускной пункт. Оборудован он был плохо, разбитые дороги и грязь. Спросили пограничника можно ли проехать без очереди и он без проблем пропустил нас. На границе получилась небольшая заминка с бумажкой выданной нам при въезде и в которой должен был указан кпп с которого мы будем выезжать.

У нас же этот пункт был пустым и сотрудница таможни еще кому-то звонила прежде, чем пропустить нас дальше.

В целом с монгольской стороны все прошло быстро, сумки не смотрели. На российской стороне заглянули в баул, мелкая служебная собака обнюхала мотоцикл.

К обеду приехали в Улан - Удэ, мотоцикл оставили на территории хостела за забором. Вечером пошли посмотреть на огромную голову Ленина. В остальном ничего интересного.

На следующий день приехали на Байкал. Особых восторгов по этому поводу не испытывали. Озеро самое большое и глубокое, но не факт, что самое красивое в мире.

Первая встреча была в инфоцентре.

Южный берег безнадежно испорчен железной дорогой, но иногда с высоты попадаются красивые виды

Не переночевать на берегу мы все же не могли. В районе реки Бабка был найден удаленный от рельс участок берега. Народу - толпы, по большим валунам проехали туда, куда машины не доезжают. Тут уже было тихо и уединенно.

В целом Хубсугул - младший брат Байкала понравился больше, ну а более интересный северный берег мы оставили на потом.

Утром, выбираясь по этим валунам, потеряли пружину центральной подножки. Ее удалось найти неподалеку. А помог установить ее обратно проходивший мимо Бонифаций - владелец местного байкпоста в Усолье-Сибирском. От него мы также получили персональное приглашение, чем и не преминули воспользоваться.

После Байкала дорога вела через горные перевалы, у многих грузовиков на спуске закипали колодки.

К вечеру приехали на байкпост, в котором отдыхала небольшая компания.

Тут мы встретились с нашими знакомыми попутчиками на Африке Александром и Ирой, с которыми мы пересеклись на плохой дороге после Улан Батора.

Влиться в компанию после долгого пути и общения с монголами было не просто, но когда публика немного разъехалась стало лучше. Вечером поболтали за чашкой чая и поделились своими впечатлениями.

Старый интерьер.

В начале года у ребят на этом байкпосте произошел пожар, здание уцелело, но интерьер был уничтожен огнем. Сейчас основные работы уже закончены и гостей вновь принимают. Но если кто-то хочет помочь материально в мелочах типа покупки посуды, то реквизиты можно найти в группе вконтакте.

Возможно где-то на стене уцелел наш сувенирный тугрик.

С утра подтянули уже сильно растянутую цепь (больших ключей мы с собой не взяли). Спасибо Александру за помощь.

Следующий байкпост в Тайшете решили пропустить, чтобы за день проехать чуть дальше. Но как только мы проехали этот город у нас во второй раз закончился бензин. Надо отдать должное сибирякам, люди останавливались помочь почти сразу, но то шланга не было, то горловина не позволяла слить бензин.

В итоге до заправки меня подвез парень на старой япошке и мы, залив бензин в потертую еще алтайскую бутылку, вернулись обратно. За что ему большое спасибо.

Остановиться на ночь решили у моста через реку Бирюса. Место отличное.

Рядом отдыхали люди, но на ночь почти никто не остался.

Тут произошел забавный случай, который можно описать фразой живи быстро. Как только мы поставили палатку и поужинали рядом подъехала машина из которой вышел парень и две дамочки. Одна из дамочек тут же пригнула в воду купаться, затем они наловили рыбу электроудочкой, пожарили ее на костре, пофоткались и уехали. Прошло от силы пол часа.

Едем дальше в следующий байкпост в Красноярске.

Неспешно приехали к вечеру, народу полон дом, но местечко кинуть кости на ночь нашлось. Там же опять пересеклись с Александром и его супругой.

Народ тут активно заливал алкоголем накопившийся стресс от дороги.

Как по мне, если ты в путешествии, в работе или другом деле переживаешь, а не проживаешь, то по моему это не твое. Но не мне судить.

Следующая ночевка в полях за Кемерово.

Еще день дороги и мы, проехав Новосибирск, останавились на пол-пути в Омск.

Лесок неподалеку от Шубинского.

Отдых в Омске, в том самом хостеле на окраине. Администратору понравилась наша оставленная в прошлый раз еда...

Тут мы решили разделиться. Кристина поехала на поезде в Орск, а я в одиночку на мотоцикле домой в Екатеринбург.

Закончить рассказ можно чисто русскими пейзажами, по которым мы уже успели немного соскучиться.

Одному ехать сподручнее, за день 700км и ночевка в поле.

На следующий осталось проехать всего-ничего 360 км, которые к тому времени воспринимались сущей мелочью.

В Челябинской области случилась неприятность. На нормальной лукойловской заправке не было света, а бензин поджимал. Пришлось заправляться там, где заправляются старые вазы.

И хоть мотоцикл после этого успешно довез до дома, дальше ехать он не хотел брыкаясь и глохнув. (в начале мая 2023 был сдан в сервис на регулировку клапанов и карбюратора)

В остальном это было отличное приключение. Первый раз так далеко на мотоцикле, пересечение границы, другая культура и преодоление трудностей. 11 тысяч километров вдвоем на малокубатурнике. Удивленные взгляды, новые знакомства, огромная страна и немного везения.