Ура, Монголия! Часть 3 - Алтай.
Июль, утро, железнодорожный вокзал Екатеринбурга, в кармане билеты до Барнаула.
Именно так началось наше первое путешествие на Алтай в ковидный 2020 год.
В то время добраться до Алтая из Екатеринбурга было довольно просто и не дорого. Утром мы сели на поезд и утром следующего дня уже приехали в Барнаул, где через пол часа сели в Автобус по направлению на Чемал. Билеты на него были куплены заранее.
Автобус ехал неспешно и к вечеру с Пересадкой в Горно-Алтайске мы приехали в поселок Усть - Сема.
Погода начала портится и мы срочно стали искать место для палатки. Подходящее нашлось около моста на берегу реки Катунь. Ночью над головой сверкали молнии, но выспаться удалось. Дождя на наше удивление почти не было.
В 22 году мы проснулись на берегу другой реки. Позавтракали, собрали вещи и поехали в Горно-Алтайск, где у нас уже был забронирован номер. Самое главное, чтобы у отеля была своя территория, на которой можно без проблем оставить мотоцикл. Такой отель нашелся на окраине, неподалеку от выезда. Несмотря на послеобеденное время наш номер все еще не был готов и нам пришлось ждать еще около 40 минут - алтайская нерасторопность.
Вечером после отдыха закупились провизией и сняли наличку в банкомате
Утром выехали в сторону Чемала. Этот регион можно назвать лайтовым Алтаем, туристов тут очень много, в том числе и с детьми. Но посмотреть его все-таки стоит.
По пути останавливаемся, чтобы посмотреть Катунь.
Затем дорога и река плавно поворачивают налево и мы въезжаем в Чемальский район. В поселках постоянно упираемся в пробки, часть из которых можно было объехать. В Алтае очень специфичное право собственности. Можно построить мост через реку и брать деньги за проход или, к примеру, застроить и загородить берег реки. Также можно брать деньги за просмотр штольни или пещеры. Главное первым построить к ней лестницу...
Подобные "развлечения" мы обходили стороной, платить за просмотр природы, которая и так вокруг, нет никакого смысла.
На тот момент мы проехали уже больше двух тысяч километров и наступала пора замены масла. Литрушка лукойла по приемлемой цене нашлась небольшом магазине в центре Чемала.
Особых планов на этот день не было, судя по картам дорога была тупиковая и мы просто хотели доехать до конца и переночевать вдали от людей.
Дорога в какой-то момент превратилась в пыльную грунтовку, трафик оживленный. Ехали и глотали пыль от встречных машин.
Подавляющее большинство туристов едет только до Ороктойского моста.
Мост не представляет из себя ничего особенного. Сделали пару отчетных кадров и поехали дальше, благо проезд по мосту пока бесплатный...
Почти сразу после моста перед нашим взором открылась долина, суслики разбегались в сторону, коровы глупо смотрели вслед.
На небольшом перевале установлена беседка, долго в том месте задерживаться не стали, подул прохладный ветер. Внизу виднелись домики базы отдыха, в этом месте дорога заканчивалась, по крайней мере на карте.
Спуск с перевала очень крутой, с пассажиром и грузом тормозов и покрышек мотоцикла не хватает, но низкий центр тяжести частично это компенсирует. В конце спуска съехали в колею и завалились на бок, оперевшись на сплошной забор. Объезд был по мелкой речке, но он осложнялся большими волунами, поэтому мучать мотоцикл не стали и поехали обратно. Подъем преодолели гораздо легче, чем спуск.
На карте около реки был значок кемпинга с подписью платная стоянка, едем туда и действительно отдыхавшие там люди подтвердили, что из ближайшей деревни сюда ходит местный алтаец, который считает это место своим... Условий никаких и платить даже 100р, чтобы переночевать рядом с мусором совсем не хотелось.
Нужное место нашлось совсем неподалеку, около мелкой речки впадающей в Катунь, с дороги нас видно не было и нашими гостями были лишь любопытные коровы и лошади.
Пока не стемнело поменял масло и смазал цепь. От вибраций пропал болтик защиты глушителя, подтянул все, до чего смог дотянуться.
Для дотошных любителей природы скажу, что отработанное масло прекрасно сгорело в костре вместе с бутылкой.
Утром погода переменилась, было пасмурно и прохладно. Проснулись мы от топота коров, которые точно также как алтайцы считают эту землю своей.
По дороге обратно в Чемал все-таки решили посмотреть на одноименную ГЭС.
Как и ожидалось, всю территорию вокруг превратили в "Анапу". Торговые лавки, аттракционы, зазывалы, не хватало только фотографирование с обезьянами... Сам проход к ГЭС по узкому мостику, на котором скапливаются пробки из людей. В общем эту достопримечательность можно смело пропускать.
Погода совсем испортилась пошел дождь и пришлось заехать в нищемаркет на окраине Чемала. Сразу после покупок надели на себя дождевики и двинулись в с сторону поселка Усть-Сема, где в 2020 году мы только проснулись, позавтракали и начали собирать вещи.
Вышли мы на основную дорогу, и начался наш Алтайский автостоп. На дороге мы простояли не меньше получаса, мимо нас в основном проезжали туристы, в машинах которых просто не оставалось место для пассажиров. В таких местах остается уповать только на местных и нам в итоге повезло. Остановилась старенькая хонда из которой вышел местный житель, он помог нам загрузиться и мы так просто и без пересадок поехали к месту нашего назначения - поселок Акташ. Точнее нам нужно было выйти немного раньше в Чибите, но наш попутчик так положительно отзывался об Акташе, что мы решили посмотреть и его.
Дорога была длинная, через перевалы и долины. В Акташ мы приехали уже после обеда. Водитель высадил нас в его центре у магазина Мария-ра, который в сезон собирает внутри толпы покупателей. Сам поселок не представляет из себя ничего интересного, многие используют его как перевалочный пункт. Все дороги ведут в Акташ, по крайней мере в нашем случае.
Дойдя до небольшого озерца на бывшем аэродроме в поисках места для палатки, было принято решение поискать более уединенное место.
Выйдя из поселка, мы свернули на неприметную дорогу. Вброд через несколько речушек дошли до большого поля, как оказалось потом, это было бывшее военное стрельбище.
На пол пути к нам присоединился местный собакен, который отгонял любопытных коров от нашей палатки, но не получив от нас еды - быстро ретировался
Утром, когда мы собирали вещи, на нас напали надоедливые черные мухи, мы их еще встретим.
Далее мы вышли на дорогу и пошли по обочине в сторону деревни Чибит. От этой деревни начинается маршрут в сторону Шавлинских озер.
По пути мы обогнали организованную группу туристов, наставник которой скептически отнесся к нашей экипировке (впоследствии он оказался прав).
Далее по маршруту нас ждал "платный мост" местные алтайцы берут 100р за вход и 100р за выход.
Сам "гоп-стоп" находится чуть дальше в избушках. Но чтобы до него добраться нужно преодолеть мелкий водопад.
У домика алтайцев нас встретил деловой пацан, который объяснил, что проход платный. Но это мы и сами знали. После этого на поляну поднялась большая группа, они начали считать деньги и количество людей и в принципе была возможность не платить и пройти зайцем. Но мы отдали наши деньги до прихода толпы и уже поднимались по крутой дороге вверх.
Погода испортилась, настроение тоже. На этой тропе местными оказываются конные услуги, до озер можно доехать верхом, либо забросить рюкзаки. Алтайцы пешком не ходят и за минимальный пакет нужно арендовать два коня - один для алтайца, второй для рюкзаков.
Для тех, кто не воспользовался этим предложением есть другая услуга - конская. Вереница коней местами превращает узкую тропу в непроходимое болото, поэтому чистыми вернуться из этих мест не получится
Где-то в этот момент мы поняли, что плохо подготовились, и появилось желание повернуть назад. Дойдя до пустой стоянки решили переждать и принять решение завтра.
Только мы поставили лагерь, как нас догнала толпа туристов, которых мы видели на мосту. Места хватало, но впритык. Началась беготня с разведением костра, натягиванием тента и готовкой, тогда как мы уже давно поели и пытались отдыхать. Когда все успокоились, начались бренчания на гитаре, вот ведь не лень тащить ее в такую даль...
В общем, для себя решили впредь держаться от них подальше.
Ночью было прохладно, но не холодно. Утром погода стала лучше и мы все-таки решили идти дальше. Спали мы пока спалось, поэтому вещи стали собирать самыми последними, но вещей было не очень много, поэтому выдвинулись мы всей толпой.
Выражение лица, когда ввязалась непонятно во что...
Далее тропа уходила под воду, обход был вдоль крутого обрыва. Люди цеплялись за корни, самые нерасторопные скатывались по грязи вниз и продолжали путь по колено в вводе.
Мы же преодолели эту преграду почти чистыми.
Тропа после долгого подъема уходит вниз и в деревьях у реки всех туристов встречает домик алтайца - настоящий оазис этих мест.
Здесь можно купить лепешки и сыр. Мы ограничились лишь лепешками и они были очень хороши.
Пока мы обедали к домику подходила группа из трех человек, один человек спросил отстающего, что он будет и тот ответил, что "будет все" и сказал он это с таким выражением, что было ясно: он готов сожрать вообще все, включая самого алтайца. Для нас он стал человеком - мемом.
Дорога тем временем вывела нас на плато. Одна его часть заболочена, пройти не намочив ноги не получится, по крайней мере в нашей обуви.
Само плато впечатляет. Суровая природа и такая-же погода
Далее тропа спускается к реке, где предстояло перейти несколько бродов.
Затем тропа опускается еще ниже и частично проходит по обрывистому каменистому берегу
На привале мы познакомились с семейной парой более опытных походников, пожаловались им на организованную группу, на что получили ответ, что они тоже избегают таких групп.
К вечеру мы встретились снова и встали с палаткой рядом. Договорились, что еще увидимся на самих озерах, но увы этому было не суждено сбыться...
На следующий день проснулись поздно, наши попутчики уже собрали вещи, а мы только открыли глаза. Попрощавшись, и мы начали собираться, в лагерь тем временем пришла большая группа. Они уже ушли, а мы только собрались и людей вокруг совсем не осталось.
Дальше по плану был переход импровизированного моста. Он был найден неподалеку. Помню в тот момент мы удивились тому, как эта большая группа преодолела эту ненадежную конструкцию....
После бревна мы пошли дальше, снова пошел дождь. Шли мы наверно несколько часов и в какой-то момент отсутствие людей начало напрягать. Выйдя на открытое пространство мы все-таки увидели людей, но на другой стороне реки... Достаю телефон и сверяюсь с картой, неподалеку отмечен брод идем туда и натыкаемся на недоумевающих алтайцев на конях. Оказалось, что мы свернули на секретную тропинку, по которой ходят только местные и перейти реку пешком нет никаких шансов.
Плюнув с досады, повернули обратно. Время упущено, силы потрачены. Никаких озер нам не видать. Сейчас я понимаю, что можно было дать алтайцем рублей 500 и переправится на конях на ту сторону. Но в тот момент хотелось просто избавится от всех этих неудобств, грязи и плохой погоды.
В общем, в тот день мы повернули назад и дошли до начала плато. Обидно, но впечатлений, приключений и красот природы хватило с головой.
Ночью было уже совсем холодно. Внутренняя часть этой палатки почти полностью из сетки и для Алтая она совсем не годится.
В тот день в районе болота температура приближалось к нулю, на несколько минут даже пошел снег с дождем.
После домика алтайца начали ныть коленные суставы, сил становилось все меньше. На последнем тяжелом участке я скатился по грязи вниз.
В общем, до моста мы доковыляли еле-еле, а уже после застопили уазик в Чибит (естественно, платно)
За Чибитом мы поставили палатку, а на следующий день пришли обратно в Акташ, где сняли маленький номер, но зато в этом хостеле были душ и кухня.
На этом наши приключения 2020 года заканчиваются. На следующий день мы автостопом добрались до Горно-Алтайска, а еще на следующий день приехали в Барнаул, где сели на поезд до дома.
Алтай суров и не прощает ошибок, готовьтесь лучше, берите с собой больше теплых вещей, даже в июле.
В 2022 мы вновь едем по этой дороге. Дождь то утихает, то возобновляется. Для поддержания тепла в организме решаем остановиться в кафе на обочине. Заказываем борщ и чай, вкусно, но дорого.
К вечеру погода становится лучше. К этому времени мы уже приехали в поселок Онгудай, за ним мы попытались найти место для стоянки.
Нужного места не нашлось, пришлось спуститься козьими тропами в соседнюю деревню с названием Улита. Там вдоль речки, среди деревьев поставили палатку. Неподалеку виднелись частные дома, но в этот вечер нас никто не беспокоил.
Ночью по прогнозу температура опускалась до +2, а по ощущениям было еще холоднее. Но поспать, укрывшись мотокуртками поверх спальника, все же удалось.
Утром, довольно бестактно нас разбудила местная жительница, которая увидела нашу палатку со своего огорода. В течении получаса она рассказывала нам обо всех своих родственниках, кто и где работает, кто какую машину купил и т.д. Еще она настоятельно просила заехать в магазин тканей в Онгудае, чтобы купить цветные ленточки, что мы, естественно, не стали делать.
Отвязавшись, мы нехотя собрали вещи, погода опять была пасмурной. Впереди были несколько перевалов. Долго на них мы задерживаться не стали.
В гору мотоцикл ехал неохотно, скорость опускалась до 40 км/ч.
По пути встречалось реверсивное, в этих местах оно не вызывает какого-то раздражения. Просто сидишь и наслаждаешься природой.
Дорога в этот день была не долгой, уже после обеда мы заехали в Акташ, в ту самую гостиницу и в тот самый номер.
Сам поселок на мой взгляд меняется не в лучшую сторону. За два года бывший аэродром застроили еще сильнее. И застроили его самыми дешевыми сараями без удобств, чтобы максимально быстрее отбить вложения.
Вечером мы пошли в центральный супермаркет, но народу там было настолько много, что пришлось бросить корзину и идти в соседний магазин, чуть менее популярный.
На следующий день постарались выехать пораньше - в планах было к вечеру доехать до южного берега Телецкого озера.
Ситуация усугубилась не очень хорошим прогнозом погоды, который обещал дожди. Но погода в горах переменчивая, поэтому мы надеялись проскочить.
Дорога по началу неплохая - асфальт с ремонтом. Но все хорошее заканчивается и асфальт переходит в грунтовку.
По пути тут и там открываются прекрасные виды
А иногда даже выглядывает солнце
Далее по пути последний островок цивилизации поселок Улаган. Здесь можно заправиться (50р за литр 92) Также тут есть сетевой супермаркет, продукты в нем, несмотря на удаленность, продавались по обычным алтайским ценам.
После поселка дорога становится хуже, тут и там возникают параллельные грунтовки в объезд официальной гребенки.
Далее дорога начинает уходить вверх и становится лучше
Еще через какое-то время мы доезжаем до одной из главных достопримечательностей этих мест перевал Кату - Ярык
Виды сумасшедшие, народу много. Некоторые заканчивают свой маршрут именно тут, потому что преодолеть перевал может не каждая машина.
Для нашего мотоцикла спуск оказался простым, даже несмотря на пассажира и груз. На некоторых поворотах организованы остановки для охлаждения колодок.
Внизу в долине пошел дождь, решили переждать его на ресепшене базы отдыха. Также тут можно заказать услуги заброски автомобиля наверх, купить бензин и снять посуточно сарай без удобств.
Мы же поехали по долине дальше, дорога стала хуже, но все это компенсировалось красотой вокруг.
У перевала уже стало понятно, что доехать сегодня мы не успеем, поэтому мы решили ехать, пока погода позволяет. И вот неподалеку от достопримечательности Каменные грибы мы замечаем впереди черную тучу. Было лень ставить палатку под дождем, поэтому мы решили пойти по легкому пути - снять сарай на ночь. 1000р и вот уже дождь барабанит по жестяной крыше.
В эти деньги входит крыша над головой, чистое постельное белье, сельский туалет с унитазом и вода сомнительной чистоты, которую они качают насосом из реки. Не густо.
Также можно воспользоваться конными услугами, цена - как сторгуешься.
На сами грибы мы не пошли, картинки из интернета не впечатляли и платить за переправу на лодке не хотелось.
Ночью в домике было не теплее, чем в палатке. А с утра на нашу базу заехал мотоциклист Азис из Тюмени на новенькой Африке (привет тебе, если читаешь) Он переночевал на перевале, где было ветрено и холодно, здесь же он размышлял о необходимости идти на грибы. Рассказали ему, что по картинкам там нет ничего особенного и нужно платить за переправу на лодке, и он решил слетать туда на дроне, а мы тем временем вновь отправились в путь.
Впереди была небольшая горка, преодолеть ее с наскока не удалось, ближе к вершине она превратилась в адскую гребенку. Скорость упала, переднего тормоза не хватило и мы мягко завалились на бок.
Прошлым вечером тут был дождь, лужи наполнились водой, местами ехали по грязи. В какой-то момент я совершил ошибку новичка и попытался объехать яму по ее кромке. Мотоцикл нырнул в бок и мы вместе с ним, благо скорость была небольшая около 15 км/ч. Тут же остановились несколько легковушек и помогли подняться, было очень доброжелательно. Все в порядке, пара ушибов, но весь удар пришелся на лапку тормоза. Ее не сломало, а лишь погнуло.
Тут нас нагоняет наш попутчик на мотоцикле вместе удается немного выгнуть лапку обратно. Становится не привычно, ногу для торможения педалью теперь приходится переставлять вверх.
Оправившись от этой неприятности, поехали дальше, но уже более осторожно.
До озера совсем недалеко. Последний участок пути пролегает по песчаному берегу, пассажир идет пешком, и мотоцикл управляется чуть проще.
И вот оно озеро, встретились с нашим попутчиком на Африке и поставили палатки рядом.
Погода не очень, моросит дождь. Народу не очень много, мест для палаток хватает. Весь берег этой косы усеян бревнами и ветками.
Неподалеку от нас в палатке обитал харизматичный и подвыпивший мужик. Несмотря на скверную погоду он спокойно ходил по пляжу в одних шортах, тогда как все остальные закутались в кофты и дождевики. Для нас он стал локальным мемом этого места.
Особо тут заняться нечем, можно лишь покататься на катере, да верхом на коне прогуляться неизвестными тропами. Мы же просто прогулялись по берегу.
Вечером с северного берега пришел паром. Ради интереса спросил цены - 15 тысяч за автомобиль, 6 тысяч за мотоцикл и 1000р человек. За мотоцикл можно поторговаться. В целом самый выгодный и ненапряжный вариант - это путешествие на южный берег пешеходом на пароме. Но тогда все красоты долины и перевала останутся за кадром.
Утром погода стала лучше и нам нужно было отправляться назад
Дорога после дождей стала еще хуже, едем медленно, не спеша.
Снова перевал с гребенкой вместо дороги
Без каких-либо проблем залетели на перевал. Мощности хватило.
На перевале загорелась лампа уровня топлива, бензина, с учетом езды в горку, остается не так уж много. До ближайшей заправки 50км, а для спокойствия нам нужно всего пару литров. Попытал удачу в кафе на перевале, нам не отказали, но сказали, что нужно подождать хозяина заведения, который будет вот-вот. Через 40 минут никто не приехал, а нам ничего не осталось, как ехать дальше.
Из-за потерянного времени шансов доехать до деревни в этот день уже не осталось. С дороги я заметил хорошую полянку и другую дорогу.
Палатку поставили так, чтобы нас не было видно с основной дороги. Место удобное, неподалеку течет река.
Сразу после ужина мы услышали шум грузовиков, он ехали как раз по этой второстепенной дороге. Один из водителей - алтаец остановился, быстро подошел к палатке. Вынул из-за пазухи бутылку водки и, предложив нам, начал разливать в нашу кружку. Вот она алтайская наглость во второй раз. От водки мы естественно отказались и после недолгой беседы он уехал. Но было неприятно, в таких местах либо большой компанией, либо там, где тебя не увидят и не найдут.
Ночью было опять прохладно, дотянув до деревни мы заправились бензином и последний участок проехали достаточно быстро. Лишь в самом конце в Акташе пошел ливень и мы грязные, мокрые и уставшие завалились в тот самый отель, в котором для нас была свободна та самая комната.
Оставшийся путь можно описать довольно кратко. На следующий день с утра я поехал на автомойку, где мотоцикл сполоснули за 100р. Также на заправке была куплена литрушка лукойла, чтобы в будущем не заливать непонятное монгольское масло.
Через Курайскую степь мы мчались к границе, остановившись по пути лишь пару раз - в Кош Агаче, где мы закупились продуктами, и на заправке перед самой границей.
На границе было небольшое столпотворение, один из монгольских пассажиров автобуса вызвал подозрение своей гигантской сумкой и в итоге задержал всю очередь и на въезд и на выезд.
На этом наши Алтайские приключения заканчиваются, впереди только бескрайние просторы Монголии, отсутствие дорог, грязь, холод и невероятно красивые пейзажи.