СНГшный трип. Часть 3 - Таджикистан
Ближайший переход из Узбекистана в Таджикистан - погранпереход Айбек 40.548291, 69.208924
Дорога от Ташкента занимает пару часов.
С Таджикистаном оказалось не все так просто, поэтому весь выпуск будет состоять из полезных советов.
Узбеки хоть и славятся своими "дурными" границами, но выпускают из страны нормально. Подъехали к КПП как обычно - объехав очередь, пассажир проходит границу отдельно.
Таджиков на этой границе пропускают почти сразу, с иностранцами чуть дольше. Излюбленный вопрос пограничника "Вы откуда?". При выезде из страны не нужно говорить, что вы из России или описывать свой маршрут. Пароль к этой фразе - сказать из какого района вы заехали к ним в страну, в нашем случае из Киргизии, из Оша.
Часть сумок нужно тащить с собой на сканер, часть они смотрят на месте. Как только ваш мотоцикл осмотрели и дали вам "бегунок" с этим бегунком нужно идти в здание и ставить штамп в паспорт.
Очень важно перед прохождением границы поменять валюту на таджикские Сомони.
При въезде таджики берут с иностранцев налог на транспорт. 10$ либо аналог в местной валюте. Есть обменник с негуманным курсом прямо у кпп, но он может быть закрыт на обед, как было в нашем случае. В итоге помогли местные, сходили к таджикскому забору и произвели обмен рублей через решетку.
Мотоцикл и вещи не проверяли, дали талон с которым нужно идти в маленькое помещение на углу здания. На двери написано вход по одному, но внутри в тесноте будет стоять человек 10. Пограничник выпишет бумажку и поставит штамп. Не потеряйте, потом нужно будет ее сдать при выезде из страны.
Без регистрации в Таджикистане можно находиться 10 дней.
В Таджикистане не так уж много дорог, но навигатор osmand отчаянно ведет коротким путем. Вот и мы повернули не туда и опять оказались на узбекском КПП около города Бекобод. Ну хоть деньги поменяли, вам же лучше советую ехать по нормальной дороге через Хушанд.
Обязательно поменяйте деньги, чтобы хватило на бензин, с банкоматами дальше будет туго (никак)
Еще в Таджикистане есть платные дороги, одна из них будет неподалеку от границы. Скорее всего у них стоит счетчик на открытие, поэтому не нужно на мотоцикле ломиться к шлагбауму, смело объезжайте по дублеру, охрана увидев вас обычно сама покажет где проехать.
На фото дублер около здания справа.
Большой подъем начинается с этого участка. (кто склонен к горняшке - принимайте гипоксен заранее)
Важно! Не пытайтесь на малокубатурнике доехать до Душанбе одним днем. Впереди много тоннелей и обрывов, темнеет в горах быстро, найти место для ночевки на этой дороге не так уж просто.
По незнанию мы ехали здесь до самой темноты, а потом срочно пытались найти место под палатку.
В итоге кое-как нашли место на небольшом кусочке земли между рекой и дорогой. После множества тоннелей и перепада высот слезли с мотоцикла наполовину глухие (тьфу тьфу, к утру рассосалось)
На шестиполосной дороге перед светофором стали свидетелями невероятной ситуации: один молодчик выехал на встречку через двойную сплошную и повернул налево на красный.
После Памира нам "посчастливилось" заехать в город после заката, когда народ после дневной духоты массово выезжает на улицы. Очень сильно советую купить страховку жизни и здоровья, с таким движением можно остаться в Таджикистане навсегда...
Душанбе - дешевый город, номер "люкс" в гостевом доме не в центре обошелся нам в 1200р, простенький завтрак включен. Букинг работает.
Также можно делать какие-то хитрые переводы через сбер, но я не заморачивался.
Валюта страны - сомони. Примерный курс 8р за 1 сом. Для удобства цену умножаем на 10 и думаем, что это стоит чуть дешевле.
С банкоматами не в центральной части города было не очень. Уличные кабинки отказывались выдавать деньги. Пришлось идти несколько километров до отделения банка.
В этом банкомате без проблем удалось снять деньги с казахской карты.
Вся еда очень жирная, порции большие, цены дешевые. Такого наваристого рассольника я не ел, пожалуй, нигде.
Легальное пребывание в стране ограничено 10 днями, так что не теряйте время и сразу идите за разрешением.
Адрес улица Мирзо Турсунзаде 5 38.57139850873028, 68.79717436929474
Вот это неприглядное здание, вход справа.
При входе нужно произнести кодовую фразу: "Разрешение на посещение ГБАО"
Сначала нужно отдать паспорта девушке при входе, она заполнит заявление (это платная услуга)
Далее заявление отдать в окно и оплатить уже само разрешение. (точную сумму забыл, в районе 2000р за двоих вместе с заявлением)
Регистрацию делают тоже тут. Нужно место пребывания, к примеру отель. В нашем гостевом доме озвучивали сумму около 3-4 тысяч с человека на 3 месяца. Делать не стали.
В самом пропуске прописывается срок на который он действует и этот срок у нас был небольшой. В порядке исключения сделали его быстро, за 40 минут. В конце сотрудница сказала, чтобы мы были осторожнее ведь на Памире очень... На этой фразе она запнулась подбирая слова. Продолжу - очень красиво, очень плохие дороги и порой там немного страшно.
Симпатичные пропуска остаются на память.
Со связью для туристов снова не так все просто. Вся процедура длится минут 40, регистрируют Imei, ждут активации. Связь в горах плохая.
Что еще нужно сделать перед выездом на Памир?
1) Туристический газ. С газовыми баллонами в Таджикистане могут быть проблемы, со времен пандемии завозят их очень мало. Покупайте заранее в Узбекистане.
Есть один лайфхак - поспрашивать в гостевых домах, прилетевшие иностранцы оставляют их для других путешественников.
2) Сделайте ксерокопию разрешения и загранпаспорта. На блокпостах это сэкономит время, т.к ваши данные не будут долго переписывать. Для маленького круга нужно минимум 4 копии.
3) Закупайтесь продуктами заранее, с магазинами там не очень.
На Памир ведут две дороги, условно северная и южная. Навигатор упорно будет везти по северной, т.к она короче. Сначала поговорим о ней.
Чем выше в горы - тем хуже дороги и прохладнее погода.
Ехали неспеша, средняя скорость 30км в час
В начале пути будет пыльно от промки на противоположном берегу.
Потом пыль будет только с дороги.
Движение редкое. В основном ездят на старых нивах. В некоторых местах проглядывают остатки асфальта времен СССР.
Перед этим участком с красным грунтом будет первая проверка пропусков. Отдаем сканы, оригиналы документов не смотрят.
С водой на Памире в целом нормально, по крайней мере на том участке, который мы проехали. В этих местах путешественники часто травятся, на всякий случай воду фильтровали, в забегаловках не обедали.
Островок цивилизации поселок Масчит. Две заправки, магазин. Залили бензин из ведра, купили мороженое и дыню. По ценам приемлемо.
В деревнях по пути на улицах очень много детей. Иногда казалось, что кроме них тут никого нет. Некоторые живут очень бедно, выбегают из хибарок и просят конфеты. Купите что-нибудь для них, с провизией тут не очень.
Очередная проверка документов. Навигатор ведет через мост, затем через деревню. Ехать туда не надо, дороги нет.
Деревня приличная, проехали ее насквозь. В конце был тупик и вот такие скалы.
Ночлег нашли за деревней. Утром никто не подходил и не тревожил.
Иногда дорогу перекрывал селевой поток.
На перевале приличный балаган с буржуйкой
По пути наткнулись на сборщиков меда, которые угостили нас прямо из улья. Такого вкусного меда нигде не пробовали.
Перед рекой будет еще одна проверка пропусков
Приезжаем в поселок Калаи Хумб. Тут уже начинается каноничный Памир, с Афганистаном по ту сторону реки.
Чуть чуть хорошей дороги, заправка бензином из ведра и мы упираемся в затор.
Памирскую дорогу тут активно реконструируют совместно с китайцами. Движение могут перекрыть на несколько часов.
В нашем случае вообще было смешно. Через пол часа должен был приехать таджикский генерал и местные договорились проехать за ним (за продовольственную "взятку" рабочему)
Пока ждали генерала узнали у местных, что афган базар закрыт с 2020 года и перспектив на его открытие пока что нет...
Проехали немного вперед, нашли место для ночевки на берегу.
На следующий день решили ехать обратно. Общая усталость, перспектива тошнить сотни километров, плохое состояние задней покрышки.
Оставили самое интересное на следующий раз, но программу минимум выполнили. Пропуск понадобился, по страшно-красивым дорогам проехали, афганцам с берега помахали.
Памир от нас никуда не денется.
Обратная дорога почти идеальная
Последний взгляд на Афганистан по ту сторону реки
На последний пост проверки документов мы приехали к обеду.
Заправка на обратном пути в Душанбе
Дорога из Калаи Хумба до столицы спокойно проезжается за день.
Обратный путь в Узбекситан через Самаркандский район.
По пути в одном из поселков увидели креативное охлаждение напитков - холодной водой с гор.
В соседнем прилавке огромный курут (этот сыр мы так и не смогли полюбить)
До границы не доехали около 40 километров, заночевали в яблоневом саду. Спали долго, утреннее солнце не мешало.
На границу попали как надо - с утра. Народу очень мало. С таджикской стороны ставится штамп в паспорт, вещи не смотрят, затем в отдельный кабинет заносим бумагу, которую дали нам при въезде.
Узбеки проверяют вещи тщательно, все сумки пришлось снимать и ставить на сканер. Заглянули в отсек для инструментов. В целом все культурно, главное на вопрос пограничника "откуда вы?" ответить правильно.
В целом Таджикистан понравился, даже несмотря на некоторую бюрократию и ужасное движение на дорогах. Низкие цены, дружелюбные и гостеприимные люди, красивая природа. Обязательно вернемся сюда еще раз, чтобы проехать Памирский тракт полностью.