СНГшный трип. Часть 3 - Таджикистан
Ближайший переход из Узбекистана в Таджикистан - погранпереход Айбек 40.548291, 69.208924
Дорога от Ташкента занимает пару часов.
С Таджикистаном оказалось не все так просто, поэтому весь выпуск будет состоять из полезных советов.
Узбеки хоть и славятся своими "дурными" границами, но выпускают из страны нормально. Подъехали к КПП как обычно - объехав очередь, пассажир проходит границу отдельно.
Таджиков на этой границе пропускают почти сразу, с иностранцами чуть дольше. Излюбленный вопрос пограничника "Вы откуда?". При выезде из страны не нужно говорить, что вы из России или описывать свой маршрут. Пароль к этой фразе - сказать из какого района вы заехали к ним в страну, в нашем случае из Киргизии, из Оша.
Часть сумок нужно тащить с собой на сканер, часть они смотрят на месте. Как только ваш мотоцикл осмотрели и дали вам "бегунок" с этим бегунком нужно идти в здание и ставить штамп в паспорт.
Очень важно перед прохождением границы поменять валюту на таджикские Сомони.
При въезде таджики берут с иностранцев налог на транспорт. 10$ либо аналог в местной валюте. Есть обменник с негуманным курсом прямо у кпп, но он может быть закрыт на обед, как было в нашем случае. В итоге помогли местные, сходили к таджикскому забору и произвели обмен рублей через решетку.
Мотоцикл и вещи не проверяли, дали талон с которым нужно идти в маленькое помещение на углу здания. На двери написано вход по одному, но внутри в тесноте будет стоять человек 10. Пограничник выпишет бумажку и поставит штамп. Не потеряйте, потом нужно будет ее сдать при выезде из страны.
Без регистрации в Таджикистане можно находиться 10 дней.
В Таджикистане не так уж много дорог, но навигатор osmand отчаянно ведет коротким путем. Вот и мы повернули не туда и опять оказались на узбекском КПП около города Бекобод. Ну хоть деньги поменяли, вам же лучше советую ехать по нормальной дороге через Хушанд.
Обязательно поменяйте деньги, чтобы хватило на бензин, с банкоматами дальше будет туго (никак)
Еще в Таджикистане есть платные дороги, одна из них будет неподалеку от границы. Скорее всего у них стоит счетчик на открытие, поэтому не нужно на мотоцикле ломиться к шлагбауму, смело объезжайте по дублеру, охрана увидев вас обычно сама покажет где проехать.
На фото дублер около здания справа.
Большой подъем начинается с этого участка. (кто склонен к горняшке - принимайте гипоксен заранее)
Важно! Не пытайтесь на малокубатурнике доехать до Душанбе одним днем. Впереди много тоннелей и обрывов, темнеет в горах быстро, найти место для ночевки на этой дороге не так уж просто.
По незнанию мы ехали здесь до самой темноты, а потом срочно пытались найти место под палатку.
В итоге кое-как нашли место на небольшом кусочке земли между рекой и дорогой. После множества тоннелей и перепада высот слезли с мотоцикла наполовину глухие (тьфу тьфу, к утру рассосалось)
На шестиполосной дороге перед светофором стали свидетелями невероятной ситуации: один молодчик выехал на встречку через двойную сплошную и повернул налево на красный.
После Памира нам "посчастливилось" заехать в город после заката, когда народ после дневной духоты массово выезжает на улицы. Очень сильно советую купить страховку жизни и здоровья, с таким движением можно остаться в Таджикистане навсегда...
Душанбе - дешевый город, номер "люкс" в гостевом доме не в центре обошелся нам в 1200р, простенький завтрак включен. Букинг работает.
Также можно делать какие-то хитрые переводы через сбер, но я не заморачивался.
Валюта страны - сомони. Примерный курс 8р за 1 сом. Для удобства цену умножаем на 10 и думаем, что это стоит чуть дешевле.
С банкоматами не в центральной части города было не очень. Уличные кабинки отказывались выдавать деньги. Пришлось идти несколько километров до отделения банка.
В этом банкомате без проблем удалось снять деньги с казахской карты.
Вся еда очень жирная, порции большие, цены дешевые. Такого наваристого рассольника я не ел, пожалуй, нигде.
Легальное пребывание в стране ограничено 10 днями, так что не теряйте время и сразу идите за разрешением.
Адрес улица Мирзо Турсунзаде 5 38.57139850873028, 68.79717436929474
Вот это неприглядное здание, вход справа.
При входе нужно произнести кодовую фразу: "Разрешение на посещение ГБАО"
Сначала нужно отдать паспорта девушке при входе, она заполнит заявление (это платная услуга)
Далее заявление отдать в окно и оплатить уже само разрешение. (точную сумму забыл, в районе 2000р за двоих вместе с заявлением)
Регистрацию делают тоже тут. Нужно место пребывания, к примеру отель. В нашем гостевом доме озвучивали сумму около 3-4 тысяч с человека на 3 месяца. Делать не стали.
В самом пропуске прописывается срок на который он действует и этот срок у нас был небольшой. В порядке исключения сделали его быстро, за 40 минут. В конце сотрудница сказала, чтобы мы были осторожнее ведь на Памире очень... На этой фразе она запнулась подбирая слова. Продолжу - очень красиво, очень плохие дороги и порой там немного страшно.
Симпатичные пропуска остаются на память.
Со связью для туристов снова не так все просто. Вся процедура длится минут 40, регистрируют Imei, ждут активации. Связь в горах плохая.
Что еще нужно сделать перед выездом на Памир?
1) Туристический газ. С газовыми баллонами в Таджикистане могут быть проблемы, со времен пандемии завозят их очень мало. Покупайте заранее в Узбекистане.
Есть один лайфхак - поспрашивать в гостевых домах, прилетевшие иностранцы оставляют их для других путешественников.
2) Сделайте ксерокопию разрешения и загранпаспорта. На блокпостах это сэкономит время, т.к ваши данные не будут долго переписывать. Для маленького круга нужно минимум 4 копии.
3) Закупайтесь продуктами заранее, с магазинами там не очень.
На Памир ведут две дороги, условно северная и южная. Навигатор упорно будет везти по северной, т.к она короче. Сначала поговорим о ней.
В день отъезда мы постарались выехать из гостевого дома как можно раньше. Трафик в городе был очень плотный, продираясь сквозь пробки мы остановились вдоль торговых рядов на которых закупились провизией в дорогу.
Как нельзя кстати через дорогу был магазинчик "фото на документы" В нем мы сделали пять "фотокопий" паспортов и разрешений на посещение ГБАОС каждым километром, после выезда из города цивилизации становилось все меньше и меньше. В какой-то момент закончился и асфальт, лишь ненадолго появляясь в попутных деревнях
Ехали неспеша, средняя скорость 30км в час
Часть пути пролегала мимо огромной промзоны, которая извергала из себя пыль на многие километры
Движение на этой дороге редкое.
Мимо нас лишь изредка проезжали старые нивы, доверху груженые различным скарбом.Иногда в некоторых местал выглядывал старый асфальт времен СССР
Впереди нас ждала первая проверка документов, дорога была закрыта шлагбаумом с будкой охранника. К туристам тут были привычны, человек лишь взял наш скан и пожелал счастливого пути.
С водой на маршруте было неплохо, тут и там возникали благоустроенные родники с вкусной водой. Воду в диких ручьях мы всегда фильтровали и по возможности кипятили. На Памире нередки случаи отравления.
В определенный момент из-за скудного трафика на этой дороге в нас начали зарождаться сомнения.
А туда ли мы вообще едем и где каноничная река разделяющая Таджикистан и Афганистан? Но деваться было уже некуда. Та точка, до которой еще можно было повернуть назад была уже давно пройдена. Впереди был поселок Масчит - островок цивилизации с заправкой и магазином.
Разговорившись с заправщиком мы выяснили, что на Памир можно доехать и отсюда, но нам нужно было поспешить, чтобы успеть проехать трехтысячный перевал до заката.
Но спешить по совету местного жителя мы не стали, дорога не позволяла разогнаться. Наоборот, с каждым пройденым километром становилось только красивее и мы останавливались все чаще.
Температура в горах после душного Душанбе стала максимально комфортной.
Вечерело, после очередной проверки документов навигатор повел нас в другую сторону, через деревню.
Проехав всю ее насквозь мы уперлись в скалы и небольшую стройку, рабочие которой очень сильно удивились нашему присутствию.
Пришлось возвращаться назад. Было ясно, что до темноты проехать перевал мы уже не успеем...
После того, как мы спросили дорогу в деревне - на нас посыпалась волна гостепреимства от местных жителей. Почти каждый предлагал безвозмездный ночлег. Выжливо отказавшись мы поехали дальше, с уединенными местами в этой гористой местности было сложновато. Уже в темноте, за следующей деревней мы нашли живописное место около ручья, отдых никто не тревожил.
Утром мы продолжили наше неспешное путешествие, часть дороги шла вдоль реки, а затем она поворачивала наверх - на перевал.
На вершине перевала был благоустроеный балаган, внутри были ковры и буржуйка.
Высота 3118 метров. На спуске с перевала мы увидели группу женщин, в этой глуши они собирали горные травы. Даже через мотошлемы до нас доносился аромат различных цветов и трав.
После перевала, между двух скал мы увидели лочугу местных жителей. Как только мы остановились из нее гурьбой и с улыбками выбежали дети разных возрастов. Туристы для них развлечение и источник сладостей. Отдали им остатки контфет и поехали дальше
Этот участок дороги для нас стал настоящим Памиром, по крайней мере тем, что мы представляли еще при планировании маршрута. Дорога опасная, тут и там валялись куски скалы, а справа была пропасть.
По пути наткнулись на ульи горных пчел, а чуть поодаль - внизу были их владельцы. Нам повезло проезжать мимо, в момент сбора меда, естесвенно мы тут же были приглашены на дегустацию.
Ожидаемо это был самый лучший мед, который мы когда-либо пробовали.
На этой дороге изредка попадались советские остановки, разной степени сохранности. Что как бы намекало на то, что общественный транспорт тут когда-то был. Но сейчас проехать весь маршрут на автобусе будет крайне тяжело. Иногда дорогу перекрывали селевые потоки.
Перед рекой будет еще одна проверка пропусков. Качество дороги улучшилась, а это значит, что мы приближались к основной трассе.
Приезжаем в поселок Калаи Хумб. Тут уже начинается каноничный Памир, с Афганистаном по ту сторону реки.
Заехав в деревню нас настигло легкое разочарование. Впереди был идеальный асфальт и он протянулся до самого Душанбе. Можно было сэкономить день пути.
Но халява была не долгой, уже в следующей деревне асфальт закончился, а впереди была масштабная реконструкция совместно с китайцами. Движение перекрывают на несколько часов в день.
С заправками тут тоже не все впорядке, электричества не было - пришлось заправляться из ведра.
Пара километров пути и мы уперлись в то самое перекрытие. Экскаватор стоял поперек дороги и медленно ковырял скалу. Шансов проехать не было, даже на мотоцикле.
Объехав пробку мы встали в начало очереди, через пол часа к нам присоединился местный житель на внедорожнике, он промышлял автозаброзками туристов.
Мыстный житель к перекрытиям был уже привычен. За "продовольственную взятку" рабочему удалось выяснить, что скоро по этой дороге поедет таджикский генерал и для него специально откроют проезд на короткое время.
Пока ждали генерала также удалось узнать, что ближайший афган базар закрыт с 2020 года и перспектив на его открытие пока что нет...
Афган базар это международная барахолка. Афганцы и таджики собирались на берегу реки меж двух границ с целью поторговать. Из интересного там были недорогие шапки - афганки, ковры. Но увы, не судьба.
Генерал действительно приехал минут через 40 и мы зайцами из нескольких машин и одного мотоцикла успели проскользнуть за ним. Само место ремонта представляло собой участок дороги из круглых больших валунов, мотоцикл подпрыгивал, рабочие махали руками требуя ехать быстрее.
Дорога в этом месте была уже привычно плохой, а это означало скорость 20-30км в час. После ожидания на палящем солнце нам нужно было время отдохнуть и поразмыслить о том, что делать дальше. Найдя уединенный участок, мы решили остаться на ночь.
Вечером наступило время размышлений. К тому времени мы путешествовали уже целый месяц, накопилась общая усталость, дальнейшее продвижение вперед затрудняла плохая дорога и ее перекрытия. Плестись 30-50км в час, стоять в многочасовых пробках тоже не хотелось. Еще поджимало время, без регистрации нам оставалось чуть больше недели.
Ну и последний аргумент в пользу разворота - состояние задней покрышки. Сбоку пошли трещины, сама резина от жаркой дороги стерлась до корда.
Решение мы приняли довольно быстро, со спокойной душой мы уснули в палатке. Но на этом приключения еще не заканчиваются. Впереди нас ждал обратный путь домой, длинной в 5000км на плохой резине. Ну а Памир от нас никуда не денется.
Палатку мы поставили на возвышенности, внизу была река служившая границей Таджикистану и Афганистану. Палящее солнце весь день нагревало наше место стоянки, ночью земля отдавала свое тепло. Было почти как в бане.
Проснулись мы рано, почти на рассвете. Быстро собрали вещи и позавтракали, в надежде проскочить побыстрее вчерашнее перекрытие дороги.
Заправка, где бензин наливают из ведра
Возвращаемся в Калаи Хумб. Дорога в сторону Душанбе тут почти идеальная
Последний взгляд на Афганистан по ту сторону реки
Через несколько часов мы приехали на последний пункт проверки документов. Прямо перед шлагбаумом, как бы мстя за съеденный недавно горный мед - мне в рукав залетела и ужалила пчела. Время было обеденное, проверяющего пришлось немного подождать. Военные дружелюбно угостили арбузом с хлебом.
Забавная заправка на обратном пути в Душанбе
По пути назад на перевале мы увидели большой базар. Здесь продавались сухофрукты и орехи, с видом на горы располагались несколько кафешек.
Заглянули в одну из них, заказали плов, компот и чай. По цене показалось, что проценов 35 в ней был "налог на туриста"
Время близилось к закату, справа показалось Нурекское водохранилище.
Перспективное место для ночевки было в районе одноименной ГЭС, навигатор повел по окраине города, но гравийная дорога быстро уперлась в перекрытие мелкими волунами, недолго думая мы убрали несколько и тут же наткнулись на военных, которые охраняли этот подъезд к ГЭС, для нас и для них это стало неожиданностью. Рассказав им, что мы туристы и ищем место для палатки они немного виновато ответили, что дальше дороги нет. На этом мы развернулись и поехали обратно.
Немного передохнув на полуразрушенном мосту, мы решили ехать в Душанбе, предварительно созвонившись с гостевым домом, в котором мы останавливались в прошлый раз.
Вид с моста, вдалеке виднеется та самая ГЭС
До Душанбе оставалось 70км, по пути как назло перекрыли тоннель и весь трафик поехал через перевал. Мы приехали в город, когда уже было темно. Чтобы добраться до нашего дома, нужно было проехать город насквозь.
И это был пожалуй один из самых неприятных моментов нашего путешествия. Днем трафика на дороге было не так уж много, за исключением мест скопления людей - типа рынков. А вот вечером, когда жара хоть немного спадает - народ массово выезжает на улицы.
На часах было около 9 вечера, наш небольшой и плохозаметный мотоцикл пробирался в плотном движении, рискуя каждую минуту попасть в дтп. Главное правило на дороге - кто наглее, тот и прав.
Все в итоге закончилось благополучно, но поездка выдалась нервной и напряженной.
На следующий день мы выехали из Душанбе, часть дороги была уже знакомой.
На пути была еще одна точка интереса озеро Искандеркуль. От основной трассы доехать до него можно минут за 40
Само озеро после Памирского тракта не особо впечатлило. Въезд сюда платный.
Где-то тут мы должны были остановиться в палатке, но в итоге повернули обратно и продолжили путь в сторону границы с Узбекистаном.
По пути на трассе купили у местных жителей горные травы и целый мешок сушеных абрикосов. Это был особый сорт, который рос только в гористой местности, сами абрикосы сладкие. Также их можно заваривать для компота.
Так постепенно мы въехали в Самаркандский район. Для земледелия тут используется каждый клочек земли.
По пути в одном из поселков увидели креативное охлаждение напитков - холодной водой с гор.
В соседнем прилавке огромный курут (этот сыр мы так и не смогли полюбить)
Вечерело. До границы оставалось около 40 километров. Проходить ее в сумерках не было никакого смысла. Поэтому проехав очередной поселок мы свернули на непреметную дорожку - в яблоневый сад, заснули под звуки падающих, спелых яблок.
На границу попали как надо - с утра. Народу было очень мало. С таджикской стороны было все быстро. Ставится штамп в паспорт, вещи не смотрят, затем в отдельный кабинет заносим бумагу, которую дали нам при въезде.
Узбеки проверяют вещи тщательно, все сумки пришлось снимать и ставить на сканер. Заглянули в отсек для инструментов. В целом все культурно (в сравнении с тем, что было дальше)
Пограничники немного говорят на русском языке. Задают один единственный вопрос: "Откуда вы?" Что ему ответить на этот вопрос? Из Екатеринбурга? Или перечислить весь маршрут? В этот момент возникло легкое замешательство, мой ответ его не устроил.
Т.к мы въехали в Таджикистан с другого места ему требовалось название именно того перехода. Естесвенно мы уже забыли это название и просто сказали, что со стороны Ташкента, это его устроило и мы продолжили дальнейший путь.
В целом Таджикистан понравился, даже несмотря на некоторую бюрократию и ужасное движение на дорогах. Низкие цены, дружелюбные и гостеприимные люди, красивая природа. Обязательно вернемся сюда еще раз, чтобы проехать Памирский тракт полностью.